Вопросы-ответы



В документации запроса котировок по 44-ФЗ заказчик разместил форму котировочной заявки, которая содержит неправомерные требования к поставщику. Можем ли мы подать котировочную заявку по другой форме, например, выполненной ранее в запросе котировок другого заказчика ?

 

Нет, не можете. Это является причиной для отклонения вашей заявки в силу положений части 7 статьи 78 Закона 44-ФЗ, где сказано, что комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок. А форма котировочной заявки является составной частью извещения запроса котировок (п. 2 ч. 1 статьи 73 Закона 44-ФЗ), и ее несоблюдение является несоответствием указанным требованиям.

Однако любая форма котировочной заявки должна соответствовать части 3 статьи 73 Закона 44-ФЗ, где указан исчерпывающий перечень информации и документов, которые участник обязан представить в своей котировочной заявке. И если заказчик в своей форме котировочной заявки нарушил требования, то можно при заполнении котировочной заявки добавить информацию, отсутствующую у заказчика, но необходимую в силу закона (например, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок). Или игнорировать излишние информацию и документы (например, для излишней информации могут быть применены ответы «не установлено», «не представляется», прочерк и т.п.; например, нет необходимости прикладывать к котировочной заявке запрашиваемые документы – устав, свидетельство ИНН, свидетельство ОГРН, выписку из ЕГРЮЛ и т.п.).

При этом котировочная заявка должна быть составлена по форме, указанной в извещении запроса котировок, путем заполнения всех пробелов, оставленных заказчиком, в соответствие с условиями контракта, указанными в извещении о проведении запроса котировок.

В электронном аукционе (44-ФЗ) на текущий ремонт помещений заказчик установил требование о членстве участника закупки в саморегулируемой организации строителей с обязательным наличием допуска № 33 (генподряд). Наша организация является членом СРО строителей и есть допуск 33, но только на сумму, не превышающую десяти миллионов рублей, а электронный аукцион размещен на сумму 18 млн рублей. При этом снижаться до десяти миллионов нам невыгодно. Если наше ценовое предложение по итогам электронного аукциона займет первое место, вправе ли заказчик отклонить нашу заявку на этапе рассмотрения вторых частей заявок2 ?

 Вправе, если контракт по итогам выбора победителя указанного электронного аукциона будет заключаться по цене, превышающей десять миллионов рублей.

 

Такой ответ складывается в результате нескольких связанных положений Закона 44-ФЗ:

 

в силу пункта 1 части 1 статьи 31 заказчик обязан установить требование к участникам закупки об их соответствии закону при условии особого регулирования оборота товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки;

 

в силу пункта 2 части 5 статьи 66 участник закупки обязан приложить к своей заявке документы или их копии в подтверждение своего соответствия указанному требованию;

 

в силу пунктов 1 и 2 части 6 статьи 69 заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления таких документов, или несоответствия участника аукциона требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 (как раз это положение и является определяющим для ответа на поставленный вопрос).

 

Кроме того, если заявка отклонена в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69, то это грозит участнику потерей денег, внесенных в качестве обеспечения заявки, если отклонение по указанному основанию произошло три раза в течение одного квартала на одной электронной площадке (ч.27 ст.44 Закона 44-ФЗ).

 

Однако если электронный аукцион размещался на текущий ремонт помещений, то членство в СРО, как и допуски к видам работ, не требовалось: ведь особому регулированию подлежат работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту. Очевидно, что заказчик установил в своей документации неправомерные требования, по невнимательности или заблуждению.

В этом случае уместно направить заказчику запрос на разъяснение документации, по результатам которого, скорее всего, будут внесены изменения в документацию. Запрос на разъяснение документации следует направлять не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.

 

Мы принимали участие в открытом конкурсе государственного казенного учреждения по организации праздничных мероприятий. Критериями оценки конкурсных заявок были «цена контракта – 70 %» и «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки – 30%», показатели критерия не устанавливались. Количество баллов по нестоимостному критерию определялось как среднее арифметическое оценок заявки всех членов комиссии. Для оценки заявок по второму критерию требовалось представить детализированный план праздничных мероприятий, который в нашей заявке был выполнен на 35 листах, а у второго участника – на 8 листах. Кроме того, наша заявка была значительно ниже по цене. В результате итоговая оценка нашего предложения оказалось на две десятых меньше, чем у второго участника, который был объявлен победителем. Можно обжаловать победу второго участника?

 

Во-первых, вопрос поставлен неправильно: обжаловать можно действие (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки (ч.1 ст.105 Закона 44-ФЗ). Участников закупки среди названных лиц нет.

 

Во – вторых, обжаловать можно действие или бездействие, при условии, что такие действие (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

 

В – третьих, в обжаловании действий (бездействий) чрезвычайно важно правильно определить предмет обжалования и субъекта жалобы, иначе это может привести к признанию жалобы необоснованной, или ее возврату.

 

Оценка конкурсных заявок производится комиссией заказчика в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085), по критериям, установленным заказчиком, в том числе, по показателям критерия, если заказчик в конкурсной документации предусмотрел такие показатели.

 

Описанный по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»порядок оценки заявок был выбран заказчиком неверно, потому что такой порядок предусмотрен только для показателей указанного критерия (пункт 26 Правил). Во всех остальных случаях заказчик был обязан по нестоимостным критериям применить 20 - 24 пункты Правил, в зависимости от того, как определил лучшие условия выполнения контракта. Кстати, нарушение заказчиком Правил оценки может являться предметом обжалования. Но уместно это делать только при условии, что заказчику был своевременно направлен запрос на разъяснение документации, который был им игнорирован (например, в обусловленные законом сроки на официальном сайте отсутствовал ответ, или размещенный заказчиком ответ не внес ясность в порядок оценки конкурсных заявок).

 

К сожалению, Правила изобилуют размытыми формулировками, иногда противоречивыми, что мешает прозрачности оценки заявок. Поэтому необходимо заранее, на этапе подачи конкурсных заявок, побеспокоиться о направлении заказчику запросов на разъяснение документации, где уточнить, например, какое именно предложение, с какими характеристиками (обстоятельствами) может получить наибольшее (наименьшее) количество баллов.

 

Запросы на разъяснение конкурсной документации подаются не позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, не более трех раз по одной и той же закупке.

 

 

В4 ?

В этом эксперты отвечают на заданные вопросы.

 


  • ООО "НОТЭКС"
  • (495) 505-79-97